Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Северодвинска Архангельской области

Положение об исследовательской работе

 

1 .Общие положения

1.1.  Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педа­гога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

1.2.    Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой
личности, её самоопределения и самореализации.

1.3.  Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать интересы, склонности учащихся к научно- исследовательской деятельности, умения и навыки
  • проведения исследований;
  • развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);
  • развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
  • способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

2. Организация научно-исследовательской работы учащихся

2.1.  Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.

2.2.   Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с науч­ным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития шко­лы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согла­сованию с методическим объединением учителей.

2.3.   Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и
предоставления результатов исследования.

2.4.  Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.

2.5.  Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы, учреждения дополнительно­го образования) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками. Рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы территориального, регионального, федерального, международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

3. Виды научно- исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно- исследовательской деятельности учащихся являются:

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количествен­ных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в бу­дущем; обычно осуществляются научно- технические, экономические, политические и социальные прогно­зы (в той числе в сфере образования);

изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

проектно-поисковый: разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой явля­ются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

4. Критерии учебно-исследовательской деятельности

4.1. Актуальность выбранного исследования.

4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающей степень знакомства автора с современным со­
стоянием проблемы.

4.3.  Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

4.4.  Владение автором специальным и научным аппаратом.

4.5.  Сформулированность   и   аргументированность   собственной деятельности.

4.6.  Практическая и теоретическая значимость исследования.

4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.

4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.


5. Права и обязанности членов НОУ

5.1. Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по
дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ; отчитываться
о своей работе.

5.2.  Члены НОУ имеют право:
работать в одной - двух секциях;

принимать участие в конференциях различного уровня;

участвовать в работе экспедиций;

использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;

получать консультации и рецензии своих работ, иметь научного руководителя;

публиковать результаты своей исследовательской работы в печатных органах НОУ и др.

принимать участие в работе общего собрания НОУ;

избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;

добровольно выйти из состава НОУ.

5.3.   По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены: дипломами, ценными подарками. Рекомендованы к участию в конференциях и направлены для участия в конкурсах, олим­пиадах и т.д.