Положение об исследовательской работе
1 .Общие положения
1.1. Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой
личности, её самоопределения и самореализации.
1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формировать интересы, склонности учащихся к научно- исследовательской деятельности, умения и навыки
- проведения исследований;
- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
2. Организация научно-исследовательской работы учащихся
2.1. Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей.
2.3. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и
предоставления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.5. Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы, учреждения дополнительного образования) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками. Рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы территориального, регионального, федерального, международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
3. Виды научно- исследовательской деятельности учащихся
Основными видами научно- исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно- технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в той числе в сфере образования);
изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. Критерии учебно-исследовательской деятельности
4.1. Актуальность выбранного исследования.
4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающей степень знакомства автора с современным со
стоянием проблемы.
4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
4.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.
4.5. Сформулированность и аргументированность собственной деятельности.
4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
5. Права и обязанности членов НОУ
5.1. Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по
дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ; отчитываться
о своей работе.
5.2. Члены НОУ имеют право:
работать в одной - двух секциях;
принимать участие в конференциях различного уровня;
участвовать в работе экспедиций;
использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;
получать консультации и рецензии своих работ, иметь научного руководителя;
публиковать результаты своей исследовательской работы в печатных органах НОУ и др.
принимать участие в работе общего собрания НОУ;
избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
добровольно выйти из состава НОУ.
5.3. По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены: дипломами, ценными подарками. Рекомендованы к участию в конференциях и направлены для участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.