Конструкторы ресурсов
Для понимания того, что же такое конструктор ресурсов, рассмотрим основные понятия связанные с ним:
Конструктор — набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Конструктор) .
Образовательный ресурс или средство обучения – элемент среды, в которой идет образовательный процесс, используемый учащимся и педагогом непосредственно в образовательной функции (Источник: http://stromanta2014.blogspot.com/2017/11/blog-post_14.html)
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) - информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме (Источник: http://stromanta2014.blogspot.com/2017/11/blog-post_14.html)
В итоге получаем, что конструктор образовательных ресурсов – это онлайн-платформа, предоставляющая пользователю инструменты и функционал для разработки образовательныхматериалов.
Таким образом, к конструкторам образовательных ресурсов можно отнести различные онлайн - сервисы, функционирующие в режиме реального времени, при условии подключения к сети Интернет. При этом не требуется установка программного обеспечения на компьютер, необходим только браузер.
Отличительными чертами таких онлайн сервисов являются:
- необходим только компьютер (ноутбук/планшет/смартфон) и доступ к сети Интернет;
- не требуется установка специального программного обеспечения, только наличие браузера;
- не требует особых требований к параметрам устройства (мощность процессора, свободное место на жёстком диске, версия операционной системы и т.д.);
- не требует обновлений программ при добавлении нового функционала или исправления ошибок;
- отсутствие существенных разовых затрат. Сервис (если он платный) оплачивается на определенный промежуток времени, в течение которого будете задействован пользователем;
- ответственность за сохранность данных пользователя несет поставщик услуг — провайдер сервиса. Провайдеры выполняют регулярное резервное копирование пользовательской информации.
Далее рассмотрим сначала сервисы, которые позволят создавать отдельные задания, с определенным функционалом:
- Конструкторы для представления теоретического материала;
- Конструкторы интерактивных заданий;
- Конструкторы тестов и анкет.
Далее рассмотрим ресурсы, с помощью которых мы сможем конструировать более объемные структуры:
- Конструкторы домашнего задания;
- Конструкторы урока.
Презентации представляют из себя мощный инструмент, который помогает нам доносить свои идеи наиболее эффективным и наглядным способом. Обычно для создания презентации мы используем программу PowerPoint, которая является частью набора приложений Microsoft Office. Однако в последнее время появилось достаточное количество альтернатив, многие из которых предоставляют не меньшие возможности и к тому же бесплатны.
Предлагаем вашему вниманию такие конструкторы презентаций:
Сервис prezi.com (http://prezi.com/) = "летающая презентация" пример
Prezi.com — это веб-сервис, с помощью которого можно создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Сервис предлагает различные инструменты для визуализации презентаций с использования видеоматериалов, графики и пр.
Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов). В Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей слайда.
Сервис PowToon (https://www.powtoon.com/) = скрайб-презентация пример
Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
PowToon - это не скрайбинг в чистом виде, хотя основные принципы здесь все же соблюдены. Во-первых, налицо эффект параллельного следования. Во-вторых, в кадре периодически появляется компьютерная "рука", которая хотя и не рисует, но хорошо пишет и вытаскивает картинки на экран.
Сервис Piktochart (https://piktochart.com/) = презентация с инфографикой пример
Piktochart предоставляет пользователю большие возможности для разработки и представления информации в формате инфографики.
Пользователь может выбрать необходимый шаблон из 400 профессионально разработанных шаблонов инфографики, плакатов, отчетов и презентаций в библиотеке редактора или начать проект самостоятельно. Имеется библиотека из 4000 иконок и изображений, редактируемые рамки, которые легко совмещают текст с визуальными эффектами и фотографиями.
Сервис Biteable (https://biteable.com/) = анимационная презентация пример
Biteable онлайн-инструмент, с помощью которого легко создавать небольшие анимационные видеопрезентации.
Плюс этого сервиса в большом количестве шаблонов, музыкальных треков. Он поддерживает кириллицу, позволяет загружать собственные изображения и аудиофайлы. Видеоролик получается динамичным и эффектным, что делает его в глазах обучающихся особенно привлекательным.
Карты памяти (они же диаграммы связей, они же ментальные карты, они же MindMaps) — это способ представления информации, который позволяет воспринимать эту самую информацию с первого взгляда, без детального вчитывания. Это ключевое отличие от так называемого линейного представления информации, представителями которого являются обычные конспекты, книги и прочие записи с последовательным представлением информации.
Предлагаем такие примеры ментальных карт:
BUBBL.US (https://bubbl.us/)
Mindmeister (https://www.mindmeister.com/ru)
Popplet (http://popplet.com)
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Яркими представителями конструкторов интерактивных заданий являются:
H5P (https://h5p.org/) - плакат пример
Etreniki (https://etreniki.ru/) - головоломка пример
Tinycards (https://tinycards.duolingo.com/) - флешкарточки пример
Puzzlecup (http://puzzlecup.com/) - кроссворды пример
.
С развитием Интернета стали появляться специализированные сайты-викторины, которые позволили проводить игру в режиме реального времени.
Многие тематические сайты также размещают странички с викторинами, призванные развлекать посетителей и популяризовать направленность сайта.
Сегодня помимо готовых викторин в сети Интернет представлены конструкторы онлайн-викторин, которые позволяют любому пользователю (как на платной, так и на бесплатной основе) создать свою интерактивную викторину.
Мы предлагаем вам подборку из 4-х онлайн-сервисов (с примерами), с помощью которых можно создать интерактивную викторину:
Flippity.net (ссылка на сервис http://flippity.net/) - викторина "Своя игра" пример
Learningapps.org (ссылка на сервис https://learningapps.org/) - викторина с выбором ответа пример
GoConqr (ссылка на сервис https://www.goconqr.com/) - викторина-галерея пример
Baamboozle (ссылка на сервис https://www.baamboozle.com/) - командная викторина пример
С помощью веб-форм, используя встроенный конструктор, можно создать в кратчайший срок форму (анкету, опросник, тест) любой сложности без особых усилий.
Бесплатные конструкторы форм автоматически помещают результаты после ответов пользователя в электронных таблицах, на основе которых легко обрабатываются данные и строятся диаграммы. Такие конструкторы легко встраиваются в любой личный ресурс.
Наиболее интересные конструкторы тестов и анкет:
Webanketa (http://webanketa.com/) - викторина «Кино» пример
Google Формы (https://docs.google.com/forms/) - викторина "Мультфильмы" пример
Яндекс Формы (https://forms.yandex.ru/admin/) - опрос "Дистанционное обучение пример
Onlinetestpad (https://onlinetestpad.com/ru/) - тест "Окружающий мир ВПР 4 класс" пример
Еще дна группа конструкторов - конструкторы домашних заданий. Они позволяют сформировать задание из нескольких упражнений/задач и предоставить их обучающимся для выполнения. Как правило, для того, чтобы учитель смог проверить задание, обучающиеся должны быть зарегистрированы на этих сайтах.
Примеры ресурсов для подготовки домашних заданий:
Интерактивная тетрадь Skysmart (https://skysmart.ru/) - пример
Конструирование интерактивной тетради из готовых и авторских заданий
Тест для подготовки к ЕГЭ (sdamgia.ru) - пример
Конструирование тестов для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ из готовых заданий
Вебквест Learnis (https://www.learnis.ru/) - пример
Создание учебных веб‑квестов, викторин и интеллектуальных онлайн‑игр
Онлайн ДЗ (https://onlinedz.ru/) - привести пример в открытом доступе невозможно, так как пользователь должен быть зарегистрирован в системе и прикреплен к конкретному преподавателю.
Платформа предоставляет учителю возможность создания любого количества проверочных работ в электронном и бумажном виде по своему предмету в рамках школьной программы. Учитель получает подробнейшую статистику по каждому ученику, выполнившему домашнее задание.
Конструктор уроков – это конструктор сложных интерактивных образовательных единиц. Как правило, такие конструкторы состоят из модулей, из которых можно выстроить все этапы урока и добавить в них как готовые материалы, так и авторские.
Примеры конструкторов уроков:
Конструктор «Онлайн-школа «Инфоурок»»(https://infourok.ru/school) предлагает учителю организовать обучение с использованием следующих инструментов: видеосвязь с виртуальной доской, чат с обучающимися, конструктор тестов и домашних заданий, демонстрация презентации и видеоматериала, конструктор расписания уроков.
CORE (https://live.coreapp.ai/solutions/school#rec171841620) – интуитивно понятный онлайн-конструктор уроков для дистанционного обучения и работы в классе. Сервис предлагает инструменты для создания уроков, конкурсов, викторин и олимпиад.
Конструктор уроков Цифровой школы "Образовариум" (https://ds.obr.nd.ru/) позволяет разрабатывать новые уроки и курсы с нуля на основе как собственных педагогических материалов, так и элементов, содержащихся в библиотеке образовательного контента.
CORE - адаптивная онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом.
В 2016 году в рамках международной конференции #EdCrunch прошла церемония запуска онлайн-платформы для интерактивного обучения «Открытая школа» (http://openschool.ru/ru). Проект был направлен на улучшения школьного образования в России через внедрение педагогических и IT-инноваций.
В рамках этого проекта и был создан конструктор CORE. С его помощью учитель может создавать интерактивные уроки, интерактивные рабочие листы.
Примеры урока: "Правило умножения дробей", "Свойства окружности"
Учитель можете воспользоваться шаблонами уроков или начать конструирование урока с нуля.
Урок можно собрать из следующих модулей: текстовый блок, изображение, видео, документ, задания и тесты, опрос и обратная связь.
Инструмент «Задания и тесты»
Для добавления к этапам урока контрольных заданий или организации теста можно воспользоваться следующими модулями:
- Тест. Выбор одного или нескольких правильных ответов.
- Открытый вопрос. Данный инструмент позволяет ввести задание с открытым ответом. Например, ученик может написать эссе, прикрепить изображение.
- Инструмент Классификация позволяет составить задание, благодаря которому ученик должен развести ряд подчинённых понятий по категориям.
- Вопрос с автопроверкой. Вы можете предложить задание, где ученик должен выбрать один или несколько версий развёрнутых ответов.
- Заполни пробелы. Вы можете создать интерактивный диктант, где ученик должен вставить пропущенные слова или буквы.
Инструмент «Упражнение»
Данный инструмент позволяет ввести созданные в Learningapps интерактивные задания и дидактические игры. Конструктор интегрирован с контентом данного популярного сайта. Достаточно скопировать ссылку и любое задание появится на странице урока в полном объёме.
Инструмент «Документ»
Данный инструмент позволяет разместить файлы - текстовый файл, презентацию, электронную таблицу, pdf-файл. Есть ограничения по объему файла – не более 5 Мб.
Инструмент «Инструкция»
Данный инструмент позволяет добавить текст инструкции по выполнению задания, сформулировать цель, тему или вопрос.
Созданный урок (интерактивный рабочий лист) может состоять из одной страницы и нескольких материалов на ней или из нескольких страниц.
Для работы обучащимся вовсе не обязательно создавать свой аккаунт. Достаточно выбрать вариант Без регистрации.
Учитель получает оперативную статистику о работе учеников. Имеется возможность посмотреть результаты как по всему классу, так и по каждому ученику в отдельности.
После публикации интерактивного урока и выполнения заданий обучающимися, дальнейшее редактирование нежелательно, так как все результаты прохождения будут аннулированы.