Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Северодвинска Архангельской области

Что такое буллинг в школе

Под современным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).
Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения. 


Таким образом, для буллинга характерно:
• Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
• Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.
Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.
Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».
Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:
• привлечение внимания;
• демонстрация силы;
• утаивание неуверенности и страхов;
• удовлетворение потребности во власти и доминировании.
Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.
Как бороться с буллингом?
Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:
• Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
• Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
• Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
• Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
• Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
• Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
• Если предмет травли можно исправить – исправьте.
• Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.